На сцене Музыкального театра юного зрителя города Астаны с успехом прошел моноспектакль «Амре» Каната Жунусова. Режиссер-постановщик – Асхат Маемиров, заслуженный деятель РК, художник по костюмам – Айдана Енгебай, звукорежиссер – Мерген Ажбаев, световое оформление – Ермек Мухтарулы.
Блистательно сыграл роль легендарного Амре актер Игилик Оразалы, обладающий необыкновенными способностями, вокальными данными исполнения казахских песен, блестяще умеющий играть на домбре («Гәкку», «Жалғыз арша», «Дудар-ай», «Балқадиша», «Шырмауық», «Ағаш аяқ», «Төлеген қоштасу әні»).
Амре выступил в Париже (1925), Франкфурте-на-Майне (1927), но его жизнь полна лишений, гонений. Он был знаком в свое время со знаменитой Майрой, Жаяу Мусой, Мади. Но его успех был омрачен бедой, нелепыми обвинениями, отказом в ролях, слухом о пьянстве певца.
Да, уникальные песни Амре – достояние казахской музыкальной культуры. Золотой кашаубаевский голос прозвучал на весь мир. Волшебный голос Амре сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца. Ромен Роллан воскликнул: «Теперь я понимаю, почему на Востоке певцов сравнивают с соловьями». «Он обладал красивым, сильным, сочным голосом при большом запасливом дыхании», – заметил этнограф А.В.Затаевич. Амре – жизнь, символизирует энергию, силу. Он в свое время играл на сцене Казахского драматического театра («Енлик – Кебек», «Каракоз», «Байбише-токал», «Айман-Шолпан»).
Тонко сыграл актер Оразалы Игилик роль Амре Кашаубаева, открыл нам, зрителям, глаза на реальную судьбу таланта, репрессированного, убитого зловещами руками НКВД. Зрители видят интриги и насилие, донос и зависть, злобную, кровожадную власть и одаренного певца, далекого от политики. Мустафа Шокай хотел дуэтом спеть с Амре, обрек случайно на гибель его, подставив обычного джигита со степи. Амре погублен от рук злодеев. На сцене показана память тяжелой судьбы певца, доброго и простодушного, доверчивого и наивного, сохранившего задор, игривость. Больно и обидно за жизнь таланта – самородка, погибшего из-за зависти, травли, злословия. Так уничтожена гордость нации. Спектакль «Амре» Каната Жунусова показал деградацию власть и лицемерие, сгубившее великого уникума, редчайшего таланта – алмаза.
Репрессия разрушила жизнь выдающегося певца: безысходность, отрицание нового, молчание. Пьесы казахстанского драматурга Каната Жунусова «Сәкен-сұңқар», «Алия», «Алғашқы махаббат», «Жеңіс жалауы» и другие известны зрителям. Поставлен фильм – концерт «Сәкен», художественный фильм «Ұлтқа қызмет» надо заметить, что в Инклюзивном театре г.Астаны поставлен его спектакль «Күле аласыз ба?» (режиссер Н.Вахитов). Канат Жунусов является и певцом, и актером. Его творческий труд начался с 1998 года. В шестидесяти театрах страны поставлены его пьесы. К сожалению, ни званий, ни наград он не имеет за двадцать шесть лет. Хотя в свете сегодняшних событий все исторические факты его двадцати пяти пьес воспринимаются порой в истинном, историческом, познавательном свете. Известно, когда пишешь правдивые пьесы, порой никому не нравится. До сих пор нам, зрителям, многое о своем народе, его испытаниях не известно. Моноспектакль «Амре» Каната Жунусова актуален: показан гениальный певец – самородок, великий патриот своей родины, сын казахских степей. В одном из центральных районов города Астаны, надо бы поставить памятник, открыть музей, музыкальные школы, филармонии имени Амре Кашаубаева в городах Казахстана. Ведь и его могила (ухоженно, чисто) – это зеркало памяти страны.
Амре – наша гордость, покоривший Париж, но печально закончивший свой жизненный путь. Он – жертва травли; зависть, ненависть друг к другу погубила его. Песни Амре покорили сердца миллионов слушателей. Чистый, нежный, сильный голос певца вечен в сердцах казахов.
Артист Оразалы Игилик в роли Амре быстр, весел, современен. У актера сильна эмоция, своеобразная манера пения, мелодичность, глубоко его философское исполнение, трогательны монологи Амре. Актер Оразалы Игилик психологически пережил, играя филигранно роль певца, положил сердце и боль. Одинокий Амре уверен в себе, открыт, не боишся брать новые роли в казахском театре, но его игнорируют. Певец не может преодолеть страх после заграничных гастролей. Он раним, разочарован. Вокруг все самоуверенны, завистливы.
Режиссер – постановщик Асхат Маемиров тонко проецирует потерю одного гениального певца на все казахское искусство. Чистый голос Амре льется не напрягаясь ни секунды, источает свет, радость, завораживает нас, зрителей, потрясает, окрыляет. Зажигательна и сказочна казахская песня, высоко исполнительское исполнение Амре Кашаубаева (Оразалы Игилик). На сцене не было никакой фонограммы. Живое пение артиста Оразалы Игилика, виртуозная игра на домбре, поразительный тембр голоса.
На сцене режиссер – постановщик Асхат Маемиров в музыкальном моноспектакле «Амре» глубоко показал горе, травлю, убийство певца (символическая решетка тюремной камеры, философское завязывание узлов белой ткани, зловещие серые тени мрака, преследования). Роль Амре броско, психологически тонко исполнил Оразалы Игилик, окончивший Казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова по специальности – артист музыкального театра, затем обучался в магистратуре КазНАИ имени Темирбека Жургенова (2019-2021) по специальности «Режиссер музыкального театра», получил академическую степень «Магистр искусствоведческих наук».
В моноспектакле представлены мизансцены из спектаклей Казахского драматического театра, где играл Амре Кашаубаев. Когда-то эти роли покорили, потрясли, заворожили зрителей.
Необыкновенны, удивительны танцы (Максат Кабдеш, Даяна Маратовна), отточены движения, имеющие свой характер, страстны и сильны, легки и пластичны. Роли артистов Максата Кабдеша, Даяны Маратовны бессловесны (танец – дуэт, работник НКВД, убийца Амре, Тени – миражи, Слуги парижских отелей, символическое черное Время репрессий).
На столичной сцене показан непревзойденный талант казахского соловья, услышан редчайший голос, сразивший европейских слушателей, взбудоразивший мир. Музыкальный театр юного зрителя г.Астаны захватил, ошеломил моноспектаклем «Амре» Каната Жунусова. Постановка воспринята с каким-то трепетом, нежностью и болью, радостью и величественностью. Зрители восхищались: «Просто дух захватывает!», «Пусть жива музыка, песни Амре!», «Единственный моноспектакль в репертуаре театра ошеломил меня!», «Голос Амре проникновенен, неповторим, несравненен!».
Итак, интересный спектакль «Амре» разбудил память казахского пения, потряс сердца зрителей.
Аманжол Курганбаев, член Союза журналистов РК,
член Союза театральных деятелей Казахстана