Тридцатилетний актер Оразалы Игилик Астанинского музыкального драматического театра для юношества действует на сцене разумом, ярким талантом. Играет неординарно, приносит тонкую сценическую психологию, сопереживаем, голос узнаваем, не похожий ни на какой другой, легко находит внутренний язык с окружающими персонажами. Он достигает успех мгновенно, терпелив, порой добивается актерского результата незаметно, насыщенно. Его волнения, переживания неординарны блестяще, он не играет, а живет мыслями героев. Надо заметить, порой кое-какие актерские трудности возникают неожиданно. Но он, вникая в характер, мастерски преодолевает серьезные преграды на пути создания образа.
Да, актер Оразалы Игилик исполняет роли сложных людей: «Қоштасқым келмейді» А.Володин (трудолюбивый Козлов), «Үнсіздік» Ж.Аликен (пронырливый Диван-батыр), «Махаббат бар ма?» К.Мурат (харизматичный Алмас), «Мадемуазель Нитуш» Ф.Эрве (влюбленный лейтенант Фернан де Шамплатро), «Дүние-ғапыл» Н.Мошина (сдержанный, осторожный Маздак), «Қыз Жібек» Г.Мусрепов (страстный Толеген), «Шанель №5» М.Омарова (честный Хамит Аксуатов), «Абай-Тоғжан» М.Ауезов (народный Акын), «Шәмші» М.Омарова (поэт Акан сери), «Ғашық жүрек» М.Макатаев (неугомонный Певец), «Жылы орын» А.Островский (змееподобный Юсув), «Күлше қыз» Е.Шварц (отзывчивый Царь).
Актер Оразалы Игилик целеустремленен, у него острый сценический взгляд, обладает уникальной способностью понять порученную роль, стремителен, испытывает невероятные эмоции, душевный подъем, вникающий в образ. Он грациозно танцует, прекрасно поет, в труппе ему доверяют ведущие роли. В молодежном театре его актерская жизнь бурлит, блистает, высока эмоция, утонченна, хрупка вживаемость его ролей. Словом, талантливо воплощает и комедийные, и драматические образы. Хобби – любит играть на домбре, петь, выплеснуть все свои эмоции в спорте, танцах, пении. Он, пожалуй, лучший оптимистичный артист театра, прислушивается к мнению режиссера, художественного руководителя, коллег, любимой жены Инабат, учится слушать себя.
Оразалы Игилик неподражаем, интеллигентнейший, непревзойденный, высокообразованный актер, потрясающий астанинскую публику. На сцене смело сталкивается с трудностями, преодолевает психологические преграды. Упорный Оразалы Игилик – артист – трудоголик, ответственен, неповторим, неподражаем. Живет, творит на износ, до удовлетворения образа. В нем непредсказуемо высоко чувство собственного достоинства. Предан сцене, держит в узде свои внутренние эмоции, корректен и сдержан. Когда порученная ему роль трудна и сложна, он ершист трепетен, непредсказуем и дерзок. Много читает, но все же в один миг разрубает гордиев узел. Наконец его роль привлекает зрителя, режиссер удовлетворен. Неугомонный Оразалы Игилик добивается, демонстрируя свои блестящие актерские навыки, непоколебимую уверенность в сценических способностях.
Да, пишу о казахской незаурядной семье актеров. Великий талантливейший казахский актер театра и кино Куман Тастанбеков как-то заметил: «Этот молодой выпусник – жургеновец на сцене нежно поет для Жибек. Кто она?». Это были еще не женатые тогда студенты – жургеновцы Оразалы и Инабат. Он благословил влюбленных. Недавно на сцене Астанинского музыкального театра для юношества прошел с блеском этно-фольклорный мюзикл «Қыз Жібек», где главные роли сыграли Жибек (Инабат Ризабекова), Толеген (Оразалы Игилик).
…..Играть на волшебной домбре научил пятилетнего Оразалы его дедушка Игилик, скакать на лошади, петь народные песни. «Я люблю бескрайнюю степь, чудесную казахскую природу, святые обряды и обычаи,» – вспоминает неизгладимые школьные годы Оразалы. Далее он продолжает: «Отчий дом, асык и футбол, первый класс и школьная сцена. Окунулся в мир истории родной земли: Махамбет и Исатай, Дина и Курмангазы. С аташкой Игилик ездил в Атырау на районные, областные смотры художественной самодеятельности, радовался, когда мне присуждали грамоты». После окончания Шокпартогайской казахской средней школы №3 поступил в Алматинскую национальную академию искусств имени Т.Жургенова («актерское мастерство» (2011-2015), «режиссер музыкального театра» (2019-2021)). «Детство мое прошло в широкой атырауской степи, на берегу легендарной речушки жем, заметил Оразалы, – моральная поддержка родителей (отец – Амандык, мать – Сауле, дедушка – Игилик, бабушка – Айжан), духовное воодушевление друзей помогли мне преодолеть ряд трудностей на экзаменах. Учился и развивался, продвигался и достигал трудом, упорством первых ролей в музыкальном театре; в нашем музыкальном работает двенадцать супружеских пар, администрация открыла комнату для ребенка, наши дети под контролем. Репетиционные часы проходят блистательно. Думаем только об актерском деле. Работает в театре также столовая – буфет. Репетиции, дневные и вечерние спектакли, хореографические часы, совещания, читка новых пьес, прогоны и сдачи постановок проходят без препон. День содержателен, порой настолько интересно, что надолго запоминаются споры, замечания».
Действительно, дни в театре для семейных актеров романтичны, увлекательны, насыщенны. Неудивительно, актеры – маемировцы отличимы объединенностью, меньше внимания обращают на мелкие семейные недоразумения, удачно проходят их актерские будни в храме искусств. Да, ленивым бездельникам – актерам не откроются новые успехи. Ведь актеры – маемировцы не теряют равновесия, настроения, оптимизма, они горячо обсуждают, что их волнует и тревожит. Верх одерживает энтузиазм, не сидят сложа руки, не тратят драгоценное актерское время на пустые разговоры. Семейная чета Оразалы и Инабат не сдерживают актерские порывы, знают и доверяют своей интуиции, воспринимают сценические сложности, как проверку на прочность, силу характера. Они помнят, что актерский успех и рост начинается там, где они выходят из зоны комфорта. Колоритный Оразалы не боится новшеств, разноплановых порученных ролей, добросовестен. Любовь к этой актерской семье астанинских зрителей высока, потому что они трогательны и жизнерадостны, грустны и веселы, комедийны и драматичны. На театральных подмостках в актерской игре Оразалы Амандыкович Игилик тонко передает любую атмосферу. Вот что значит алматинская школа актерского мастерства. Выпускники академии Инабат Ризабекова, Оразалы Игилик достойно живут и работают, вместе занимаются творческим делом – воспитывают четырехлетнюю дочь – красавицу – Жибек. Что интересно, в ежедневной работе Оразалы Амандыкович искренен, интеллигентен, не лукавит, не заискивает, хорошо владеет мимикой, артикуляцией, навыками казахской литературной речи, пластикой, сценической динамикой. Все таки казахстанская жургеновская актерская школа мощна, гибка. В беседе со мной он заметил: «Театр наш самый молодой, ему три года, со дня основания я работаю в коллективе». Да, в труппе работает сорок два актера: артистка театра и кино Майра Омар, кавалер ордена «Құрмет» (фильмы «Кунанбай», «Аккыз», «Братья», «Тезек»), известная киноактриса Самал Еслямова, призер Каннского фестиваля, артисты театра и кино, обладатели государственной премии «Дарын» Аян Утепбергенов и Асылхан Толепов, блистательно играет на казахском языке талантливая русская актриса Дана Верещак, Асхат Муса, отличник культуры РК. Казахстанские зрители знают их. К примеру, в драме «Шанель №5» молодые актрисы сыграли пятидесятилетних героинь: неповторимый, дребезжащий голос старух, бесподобная походка, старческие монологи настолько приковали внимание зрителей, которые были так ошеломлены их жизненным неотразимым исполнением. Трясущиеся руки, правдоподобный тембр голоса семидесятилетних старух удивил зрителей. Актеры – маемировцы эксцентричны; скромные, не зазнающиеся мастера перевоплощения, живут ролями, старательны, трудолюбивы, каждый раз что-то новое в их мыслях, мимике, жестах, интонациях. Наполняют сценическую жизнь своебразным маемировским светом, теплом, радостью или печалью, горем, трагедией.
Оразалы Игилик помимо актерской работы занимает должность помощника художественного руководителя. Вникает, помогает, прислушивается, слаженно выполняет любое порученное дело до конца, быстро находит контакт с артистами, пользуется уважением в труппе, блестяще владеет рабочим временем: пунктуален, оперативен, инициативен.
Актер Оразалы Игилик ищет, творит, пробует, его артистизм астанинские зрители оценивают постоянно, высоко. Да, глубоки, прочны жургеновские знания, которые вживаются молниесно в ежедневной практике. Ведь, к сожалению отдельные выпускники порой бездарны, не котируются, когда-то они бездельничали, не посещали курсы, не проходили ценные практические занятия, избегали лекции, а теперь от них на сцене ни духу, ни слуху. Или бездари пробьются сами? Зачем выпускать по Казахстану столько актеров?
Итак, актер Оразалы Амандыкович Игилик играет тонко и выразительно, искренне и правдиво. А его жена, актриса Инабат Ризабекова воплощает роли талантливо, на сцене стремится к истине, актерскому мастерству, посвящает время супруге, дочери. Семья выбрала не легкую стезю артистов. Ведь актер – это сложная, эмоционально напряженная профессия.
Аманжол Курганбаев, член Союза журналистов РК,
член Союза театральных деятелей Казахстана