Годо

 

(В ожидании Годо)

Руководителя музыкального театра юного зрителя Асхата Маемирова, режиссера Мекана Джумабаева по праву можно считать первооткрывателями в стране ростка  театра абсурда постановкой пьесы «В ожидании Годо» Самюэля Баркли Беккета, лауреата Нобелевской премии.

Столичный театр озадачил зрителей: мистерия – абсурд  «Годо» полон страстями и страданиями. Абсурд потряс непредсказуемыми последствиями,

хаотизмом мышлений Эстрагона (Алтынбек Аманкулов), Владимира (Казбек Ескара), Поццо (Расул усманов), Лаки (Бибол Байгараев).

Постановка Мекана Джумабаева основана на высокой чувствительности героев, их иллюзий, фантастических мечтаний.

Пьеса «Годо» − символ общности  потустороннего мира и человека, покорности и свободы.  Зрители видят, как герои-мученики одерживают и победу, истязание. Порой непокорный Эстрагон (Алтынбек Аманкулов) и фанатичный Владимир (Казбек Ескара) с улыбкой претерпевают невзгоды, порой оказывают сопротивление.

Словом, спектакль  «Годо» С.Б.Беккера в постановке Мекана Джумабаева вызывает у нас, нелогичное и противоречащее здравому смыслу чувство, бессмысленное положение.

Но внутренние коллизии вскрывают саму суть, проверяют реальность, к примеру, по-иному оценивают восход и закат солнца, жизни и смерти, счастья и горя.

В абсурде «Годо» проникновенно звучит песня под гитару Владимира (Казбек Ескара). Интересен несуразный монолог носильщика Лаки (Бибол Байгараев) его бессмысленный бред и парадоксальный танец  ошеломляет зрителей, Лаки стремится по-своему осмыслить мир, обрести смысл жизни.

Мекан Джумабаев – режиссер-постановщик тонко показал хаотичный набор сменяющих друг друга психологических мизансцен, которые кажутся нелепой

бессмыслицей. Но копнуть чуть глубже, то поведение Эстрагона,  Владимира, Поццо, Лаки, богиню кривого зеркала уже не кажется таким странным. Что хотел вложить режиссер ? Какова идея уникальной абсурдной драмы ? Да, почерк режиссера Мекана Джумабаева увлекает нас, зрителей, его системой мировоззрения, вводом иносказательной метафоры, отчуждения и одиночества человека.

Мекан Джумабаев выдвигает броско в своей постановке современное переживание и эмоции, тревоги и надежды персонажей.

Главная идея «Годо» − это смысл существование, постоянный поиск себя и места в бренном мире. Его постановка не балаган, а жизнь, где Эстрагон не способен справиться со злом (мизансцена и с брюками), обречен  на вечное кошмарное одиночество тяжести,  невыносимости жизни.

Нас, зрителей, предостерегают непонимание друг друга, ненависть и смятение, гонение и смерть. Абсурдные диалоги спектакля  «Годо» показывают двойственность «Я», бессмысленность ситуаций, крушение и бессмысленность творчества, опустошенность и отчуждение двух комичных людей.

Дорога – метафора человеческой жизни, ботинки – снимает одного размера, надевает – велики, шляпа – мозг, человек без шляпы – безмозлый, Пьеса соткана нелепыми мизансценами: Эстрагон, Владимир ждут некого Годо, никто не кто это, когда придет, но при этом все его ждут. «Завтра», «когда же ?», «не сейчас» часто звучат на сцене.

Тема бесконечного, каждодневного некого Годо постоянно звучит в канве пьесы, но получен им на их вопросы – один ответ: «Зачем?», «отчего?» «для чего ?». Годо – это бог, но этот кто-то так и не приходит. Дерево на сцене стоит без листьев, олицетворяет бессмысленность, тщетность человеческой мысли,  не дает новых листьев, надежды на продолжение жизни, на какую-то осмысленность. Поццо, Лаки – это олицетворение слуги хозяина, сцепленных одной веревкой. Они идут, спотыкаются, поругиваются, наступают друг на друга. Лаки (Бибол Байгараев) увешан чемоданном, сумками, креслом, корзиной. Человек погряз в вещизме, лишен свободы, зависим, порабощен товаром.

Поццо (Расул Усманов) – это современный, властный хозяин жизни. Артист театра и кино Расул Усманов мастерски,  блестяще раскрыл собирательный образ жадного, хваткого бизнесмена-богача.

Сэмюэл Беккет написал эту пьесу в 1949 году, но драма актуальна и злободневна. Ведь ожидание некого Годо избавит их от угроз враждебного окружающего мира. Лаки – символ покорности, слуги-раба.

Режиссер – постановщик Мекан Джумабаев едко, метко показал современного Человека, отчаянно пытающегося найти смысл, постоянно ожидающего некого Годо, который сможет помочь,  тонко отразил надломленное сознание современной личности.

 

Аманжол Курганбаев,

член Союза журналистов РК,

член Союза театральный деятелей

 

 

 

 

 

Телефон: 8 701 149 09 01
Email: info@muztheatre.kz
г.Астана
Ж.ОМАРОВА 47Б